Как правильно шлифовать дсп, оборудование и технологии

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично
Загрузка...

Здравствуйте уважаемые деревообработчики и просто читатели моего блога. На связи с вами Андрей Ноак  *yes* ! Сегодняшняя наша тема — шлифование дсп. Процесс осуществляется на специальных промышленных станках о которых мы также будем сегодня вести беседу.

Мои услуги и литература

Постоянно я выпускаю новую и актуальную литературу по деревообработке. В ней дана просто убойная информация о современных технологиях и способах работы на плитных производствах. Книга основана на личном опыте и опыте работы немецких специалистов. Более подробно о книжечке в разделе «КНИГИ».

Технология изготовления ДСП

Периодически я провожу вебинары по деревообработке, на которых обсуждаются самые интересные и актуальные вопросы деревообработки. Следите за новыми статьями и узнаете когда будет следующий вебинар.

Также у меня можно заказать индивидуальную консультацию по деревообработке. Я как никто знаю какие ошибки делают производители оборудования, так как у меня есть опыт. К примеру строят завод на 200 тыс в год плиты и не учитывают диаметр входящего сырья, а я вот знаю что надо это учитывать! Более подробно о консультациях в разделе «УСЛУГИ».

Моя встреча с первым таким станком произошла в далеком 2007 году в компании Алтай Форест. Здесь я с коллегами производил полностью пуско наладку данного станка. Станок с 1976 года немецкой фирмы «Бизон».

Для нашего обучения вызывали специалиста с фирмы ВК Инжиниринг и заплатили ему очень много денежек, он рассказал то, что я пишу сейчас бесплатно. После этого я работал уже с китайским станком в г. Павлодаре.

Китайский станок по всем параметрам превосходил старый «Бизон». Своими знаниями и опытом я и хочу поделиться с вами мои читатели, надеюсь кому то данная информация будет полезной.

Виды шлифовальных станков

Шлифовальные машины или типы шлифовальных станков на производстве дсп можно классифицировать:

1) Четырехголовочная шлифовальная машина.

Четырехголовочная шлифовальная машина

2) Шлифование дсп с помощью шестиголовочных шлифовальных станков.

Шестиголовочная шлифовальная машина

3) Шлифование дсп на восьмиголовочных шлифовальных машинах.

Восьми головочная шлифовальная машина

Как вы уже увидели типы шлифовальных станков подразделяются по количеству рабочих головок. Преимущества большего количества головок это — качество шлифования. Чем больше головок тем лучше качество шлифования, но и больше потребление электричества, потребление расходных материалов.

Головки подразделяются на калибровочные, промежуточного шлифования и шлифовочные, в таком же порядке они установлены на шлифовальном станке. Отличие колибровочных от шлифовочных и комбинированных — это отстутствие утюжка.

Если просмотреть схемы шлифовальных станков, то увидите на четырехголовочном станке калибровочные головы расположены не напротив друг друга и имеют три вала, на шестиголовочном и восьмиголовочном калибровочные головы расположены напротив друг друга и имеют по два вала.

Два вала это естественно гораздо лучше, так как размер полотна гораздо меньше и при порыве его соответственно убытки гораздо меньше.

Отсюда вывод, станок предназначенный под размер полотна меньше чем аналогичный станок, имеет огромное преимущество. Кстати если станок у вас старенький, то можете проанализировать размеры ленты и при возможности  можно ленту уменьшить, будет сокращение себестоимости.

Но я думаю что когда калибровочные головы напротив друг друга, то припуск на верх или низ плиты гораздо труднее отрегулировать, особенно когда съем по обоим пластям разный.

Шлифовальные полотна для древесных плит, их разновидности

Полотна подразделяются на три типа — на синтетической основе, комбинированной основе, бумажной основе:

  1. На синтетической основе — неприхотливы в хранении и подготовке к эксплуатации, обладают максимальной прочностью.
  2. На комбинированной основе — прихотлива в хранении и подготовке к эксплуатации, дает более высокое качество шлифованной поверхности. Дешевле полотна на синтетической основе, но быстрее изнашивает графитовое полотно и имеет меньшую прочность. Комбинированные материалы неплохо шлифует плиту с большой разнотолщинкой. Но зимой при низких температурах в цехе быстро выходит из строя.
  3. На бумажной основе — самая прихотливая, имеет самую низкую прочность, но дает высокое качество шлифовальной поверхности и имеет самую низкую стоимость.

Как подобрать оптимальное полотно?

Если станок новый восьмиголовочный, плита из под пресса имеет припуск на шлифование 1 мм, и вы свою плиту планируете в дальнейшем ламинировать, то конечно вам нужна шлифовальная лента на бумажной основе!!!

Но если станок старенький четырехголовочные и припуск на шлифование от 1,5 мм, то необходимо ставить полностью синтетику. Тоесть задача технолога именно подобрать шлифовальную ленту. Для этого нужно завести журнал у операторов, в котором они пишут когда какое полотно вышло из строя, причины выхода.

Затем даете операторам допустим синтетику, смотрите сколько отшлифовала, потом комбинашку, сколько отшлифовала, и бумажку смотрите качество поверхности особенно если плита идет на ламинат, сравниваете сколько по денюжкам выходит и что вам выгоднее.

Можно выход лент также отслеживать по WinCC или ProTool, если у вас конечно автоматизирован. То есть как сработал датчик на порыв ленты, значит вышла из строя лента. Делаете выбор какая вам нужна лента и какое качество шлифования.

Типы шлифлент в зависимости от зернистости и оптимальный съем на них:

Р120 от 0,01 до 0,03 мм

Р100 от 0,02 до 0,05 мм

Р80 от 0,05 до 0,01 мм

Р60 от 0,1 до 0,15 мм

Р50 от 0,15 до 0,20 мм

Р40 от 0,20 до 0,50 мм

Р36 от 0,50 до 1,0 мм

Рекомендуемые давления натяжных валов от одной из фирм поставщиков шлифовальных лент:

Для материалов на синтетической основе:

Верх 4,5-5,5 бар

Низ 3,5-4,5 бар

Для материалов на комбинированной основе:

Верх 2,5-3,5 бар

Низ 1,5-2,5 бар

Для материалов на бумажной основе:

Верх 1,5-2,5 бар

Низ 1,0-1,5 бар

Лично я делаю на синтетику верх и низ по 3,8-4 бара. На комбинашку 2,5-3 бара. Здесь необходимо подобрать такое показание давления чтобы был минимальный расход шлифленты. При слишком повышенном или пониженном давлении, полотно может просто сразу выходить из строя.

Если плита в дальнейшем идет на мебель и не ламинируется, то вам вполне будет достаточно четырехголовочного станка. При этом на калибровку ставите шлифленту с зерном Р40, на шлифовку Р80 или Р60.

Недостаток такого большого перехода это то что полотно Р80 не может полностью убрать царапины после Р40, для того чтобы она убирала максимум, необходимо делать большой припуск на шлифование после колибровки, а это повышенный износ шлифленты, фетра, утюжка, графитового полотна, повышенное потребление электроэнергии, и более частый выход электродвигателей (перемотка двигателя 90 квт примерно около 100 тыс.руб.).

Если плита в дальнейшем ламинируется то станок нужно уже хотя бы шестиголовочный, на калибровку ставите Р40, на промежуточное шлифование Р60 и шлифование Р80. А можно еще и так Р50, Р80, Р100 или Р 120. Это если у вас не большая разнотолщинка. При этом уже на плите образуется зеркальная поверхность (поверхность очень гладкая).

Вместо Р40 на колибровку иногда ставят Р50. Это не плохой вариант если припуск на шлифование не большой и разнотолщинки практически нет. Но если вы ставите Р50 на калибровку и наждачка выходит из строя очень часто, а нагрузка на двигателя большая, то значит необходимо зернистость увеличивать.

Для сокращения себестоимости производства ламинированной плиты сейчас многие стремяться поставить восьмиголовочный станок. Это позволяет экономить на толщине пленки для ламинирования.Восьмиголовочные станки это очень даже хорошо!!! Если вы на финишное шлифование поставите шлифленту Р120 на бумажной основе, то плита будет как зеркало. Что тут сказать для ламинирования лучше и не предумаешь!!!

Если часто выходит из строя шлифлента именно на одной голове то необходимо смотреть шлифовальную голову. Если выходит наждачка на всех головах, нужно смотреть качество полотна, или условия его хранения. Шлифовальные валы должны быть без царапин, без выработки, без повреждений, иначе шлифлента будет выходить из строя чаще.

Для сокращения затрат на шлифовальном участке, машина должна работать по максимуму, тоесть должна быть загружена на 100%.

И такой работы чтобы нагрузки на шлифовальные головы практически не было допускать невыгодно (слишком дорого стоит электроэнергия), если такое случается то нужно увеличивать скорость шлифования.

Случается так что при шлифовании нагрузка на двигателях постоянно скачет, это не есть хорошо так как сдерживает максимальную скорость шлифования:

  1. Плиты пресса нуждаются в выравнивании
  2. Маленькое время выдержки плиты в прессе под давлением
  3. Маленькое содержание смолы в внутреннем слое

Также нужно смотреть чтобы шлифовали все головы. Когда производство настраивается, то иногда получается такое что допустим три головы работают, нагрузка на них идет, а на четвертой даже пыли не видно, это значит неправильная настройка.

Скорость шлифования должна регулироваться оператором, то есть должен быть на подачу плиты в шлифмашине установлен частотник. Бывает на прессе тоньше или толще пойдет плита, так оператор должен подстроить подачу плиты в шлифовку, хотя в идеале толщина плиты после пресса не должна скакать, для этого всю линию нужно автоматизировать.

Каждая голова шлифовальная должна иметь функцию отдельного запуска, без других головок. Это для того чтобы при установке новой шлифовальной ленты, оператор мог включить одну голову, поднастроить ее и только затем включать все вместе. Каждая шлифовальная лента может требовать поднастройки системы осциляциии, в этом ничего страшного нет.

При выборе линии по производству дсп, руководителю лучше остановиться на тех линиях где шлифование является отдельным участком, а не продолжением линии. После пресса должно быть место для хранения нешлифованной плиты.

Так как бывают такие случаи что линия шлифования подламывается и вся линия прессования  останавливается. Также если у вас отдельно шлифование от прессования, то шлифовальную линию можно допустим запускать с другим сменным режимом работы.

Или если ее производительность больше, то не нужно будет ждать каждой плиты после пресса, и в холостую мотать электроэнергию. На современных производствах так и есть, но на старых линиях плита шлифуется горячей сразу после пресса, некоторые говорят шлифлента забивается при шлифовании горячей плиты, я этого не замечал, но все таки желательно шлифовать охлажденную плиту.

Для сокращения себестоимости на данном участке, конечно желательно его польностью автоматизировать. Должна  кнопка которую оператор нажал и шлифовальная машина сама включилась, начала шлифовать, а в идеале даже и подобрала оптимальную скорость шлифования вместо оператора.

Так вот как я и писал в ранее, что в идеале функция оператора только следить за работой оборудования, и в нештатной ситуации принимать управление на себя, только тогда будет у вас хорошая себестоимость, хорошее качество, хорошая производительность, очень мало брака.

Чем больше швов на полотне, тем хуже, так как это приводит к меньшей продолжительности работы ленты, ведь именно шов является слабым звеном на ленте. В норме на ленте 1-2 шва.

При незначительных повреждениях шлифовального полотна по краям, края обрезается с большим радиусом. Это позволяет экономить ленту. Бывает даже небольшая дырочка посреди ленты, и лента работает. В общем если вы не ламинируете плиту пока не порвется лента на ней можно получать неплохое качество. Также на продолжительность работы ленты влияет толщина ленты, она также у разных производителей колеблется.

Сборка утюжка для шлифования

Рисунок — Схема сборки утюжка для шлифования. Поз. 1 — шлифлента Поз. 2 — графитовое полотно Поз. 3 — фетровая, полиуретановая, войлочная прокладка Поз. 4 — двусторонний скотч Поз. 5 — утюжок

 

С калибровкой понятно всё, на валы одевается шлифлента, а вот на шлифовке имеется возможность установки аллюминиевых утюжков и быстросменных вкладышей. Функция аллюминиевых утюжков отводить тепло от фетра и графитовой ленты.

Если у вас большая разнотолщинность плиты, то фетр желательно выбирать потолще (от 5мм) и помягче, маленькая разнотолщинность пожестче и не слишком толстый (3мм), войлочную прокладку я бы не советовал, у нее большой разбег по плотности.

Хранение шлифовальной ленты

Рисунок — Устройство для вывешивания шлифовальной ленты

Хранение полотна осуществляется в упаковке от производителя. Для бесперебойной работы необходимо иметь запас ленты на месяц работы. Ленту на комбинированной и бумажной основе нужно обязательно вывешивать за два три дня до работы либо на сам станок, либо на специальное место для хранения.

Лента на синтетической (полиэстэровой) основе в вывешивании так не нуждается, но все же желательно тоже вывешивать. Для вывешивания желательно перед станком сделать специальную штучку. Смысл это штучки это труба диаметром около 30-50 см и длина не менее ширины вашего материала.

На трубу одевается полотно и оно как бы вывешивается. За время вывешивания лента принимает температуру, влажность окружающей среды, что способствует ее более качественной и продолжительной работе. Высота трубы должна быть такой чтобы лента не задевала пол. Снизу в ленту можно для лучшего придания формы ложить не тяжелый предмет.

Деффекты шлифования и их устранение

1) Продольные полосы.
2) Поперечные полосы.
3) Царапины.
4) Быстрый износ или засаливание материала.
5) Завальцовывание кромок.
6) Разнотолщинность готовой плиты.
7) Сход или разрыв шлифовального полотна.
8 ) Низкая шероховатость поверхности.
9) Остаток следов от предыдущей ленты после шлифования (следы от Р40 после шлифования в чистовую Р80).

Возникновение синусоидальных продольных полос может происходить по причине забивания полотна или некачественного материала. Прямолиниейные полосы происходят по причине повреждения утюжка, выработки или налипания пыли на контактный вал.

Поперечные полосы возникают из-за пробуксовывания подачи заготовки, расстояние между полосами не изменяется при изменении скорости.Также причиной возникновения полос может быть шлифовальная лента, в этом случае при изменении скорости подачи плиты расстояние между полосами будет меняться.

Царапины — возможны из за деффекта шлифовального полотна (неравномерная зернистость, выкрашиваемость абразива)

Быстрый износ и засаливание полотна - недостаточный забор пыли системой аспирации, большая нагрузка на шлифленту.

Завальцовывание кромок происходит вследствии разници давления утюжка на плиту в центре и по кромке.

Еще одна причина завальцовывания это неравномерный износ ленты в центре и по кромкам из за системы осциляции. Ниже приведены варианты борьбы с неравномерным износом ленты по причине неравномерного износа ленты в центре и по кромкам из за системы осциляции.

Дефекты шлифования

Разнотолщинность готовой плиты может быть в следствии:

а) Неправильной настройки станка.
б) Неравномерного износа утюжка или контактного вала станка.
в) Большая разнотолщинность.
г) Неплотный прижим контактного вала пневматическими цилиндрами.

Сход или разрыв материала.

  • Неравномерно распределена нагрузка на полотна, возможна вследствии неправильной настройки станка.
  • Неправильная геометрия полотна (шлифлента при вывешивании имеет форму бочки).
  • Износ валов, на валах зазубрины, ямы, происходит жимок полотна. Если проследить то постоянно в одном месте. Для увеличения продолжительности работы шлифовальной ленты на станке с таким валом можно попробовать снизить давление натяжки ленты.
  • Большой припуск на данный вал.
  • Засаливание шлифовального полотна.
  • Проскальзывание полотна относительно приводного вала из-за слабой натяжки.

Низкая шероховатость поверхности происходит вследствии неправильной подборки шлифовальных лент или неправильной настройки станка.

Остаток следов от предыдущего полотна. Также вследствии неправильной подборки шлифовальных лент или неправильной настройкаи станка (утюжки плохо прижаты)

Царапины могут возникать при резком переходе шлифовальных полотен (допустим с Р40 на Р80) или недостаточном прижиме шлифовальных утюжков (шлифовальная голова работает в холостую).

Удачи и до новых встреч, с вами был Андрей Ноак!

Ваш комментарий

Алексей в 09:44

Очень интересная статья.Не подскажете где можно приобрести ленты?

Ответить
Андрей Ноак в 07:43

Существует много производителей лент, это CARBO/SCHROEDER, Лайнер Белт и многие другие...

Ответить
Виталий в 15:57

Здравствуйте! Не подскажите саму настройку шестиголовочной шлифовальной машины фирмы бизон?

Ответить
    Андрей Ноак в 16:04

    Здравствуйте Виталий, давайте в скайпе пообщаемся, мой адрес dronnek12 добавляйтесь