Все о транспортной влажности пиломатериалов от ГОСТа до веса

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично
Loading...Loading...
Как выбрать влагомер для древесины

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики блога, на связи с вами Андрей Ноак! Сегодня я расскажу вам что такое транспортная влажность пиломатериалов, для чего она нам деревообработчикам нужна и вы сможете бесплатно скачать ГОСТ 19041-85.

Введение

Содержание воды в дереве может колебаться в очень широком диапазоне от 0 до 140%, а иногда и более. Но специалисты разделяют ее по следующим параметрам:

  1. Свежесрубленная 40 — 60 %;
  2. Древесина транспортной влажности 18 — 20%;
  3. Древесина мебельной влажности 8 — 12%.

Про книгу

Совсем недавно у меня вышла обалденная книжечка по погрузке пиломатериалов. В ней дана информация для специалистов деревообработчиков. А конкретно про хитрости которые позволяют сразу улучшить качество погрузки, как и что должно учитываться на участке

Сразу скажу, аналогов данной книги нет и она является в своем роде уникальной, так как полностью основана на моем личном опыте погрузки пиломатериалов. Более подробно о ней в разделе «Книги».

Книга по погрузке пиломатериала

Свежесрубленная

Это основные виды содержание воды в бревне. По свежесрубленной думаю все понятно из названия. Срубили дерево и она содержит к примеру 50% воды. С одной стороны такой лес гораздо удобнее пилить, на нем не горят пилы, соблюдаются хорошие скорости пиления и в зависимости от типа линии лесопиления, имеется не плохая геометрия досок.

С другой стороны эта древесина имеет повышенную плотность по сравнению с сухими пиломатериалами. Если к примеру такой пиломатериал везти на автотранспорте или железнодорожными вагонами, то его значительная масса это просто вода в дереве. Да и испортится, к примеру посинеет, такая доска довольно быстро, не успев доехать до потребителя.

Транспортная

Именно поэтому еще в Советском Союзе ввели транспортную влажность доски. Многие новички задаются вопросом — транспортная влажность древесины сколько процентов?

Ответ на данный вопрос кроется в первоначальных эксперементах по транспортировке пилопродукции. Доска выстаивалась под навесом или в летнее время под открытым солнцем до равновесной влажности, содержание воды в материале при ней составляет 18 — 20%. Затем пилопродукция отгружалась в вагоны.

Но со временем этот процесс интенсифицировали и стали сушить доску в сушильных камерах. Время сушки доски занимает около 3 — 5 дней в зависимости от режима сушки и толщины доски.

Данная мера позволила не только увеличить объем загрузки вагонов и автомобилей, но и повысило качество транспортировки материалов. С такой влажностью количество вновь образовавшейся синевы на пиломатериале сводится к нулю, а объем загрузки позволяет грузить вагоны в габарит.

Многие новички спрашивают, а зачем ее сушить до 20 % и затем транспортировать, а после транспортировки же ее все равно опять загружают в сушилки и досушивают? Да это так, доску подсушивают, затем транспортируют и досушивают.

Все дело в том, что это позволяет транспортировать материалы в открытых полувагонах, что упрощает процесс погрузки, удешевляет стоимость транспортировки. Давайте я расскажу про это немного по подробнее.

Имеется несколько способов транспортировки доски, это:

  • В крытых вагонах;
  • В полувагонах;
  • Платформы.

Загрузка и стоимость вагона открытого, а это полувагон и платформа в разы дешевле чем транспортировка в крытых вагонах. Кроме этого и скорость погрузки открытых вагонов гораздо выше. К примеру за смену бригада грузит 2 полувагона или одну платформу или одну треть крытого вагона одинаковой пилопродукцией. Выгода очевидна.

А содержание воды в 20% выбрано совсем не случайно. Именно такую влажность сухие материалы могут набрать под открытым воздухом и до такой влажности сохнет свежесрубленная древесина. Это как бы равновесная влажность пиломатериала на улице.

Но правильно думают те, кто считает что не всегда выгодно пилопродукцию сушить и затем грузить в вагоны. К примеру аналогом сушки может быть процесс антисептирования, когда пилопродукцию погружают в антисептик и она затем практически не синеет.

Для того чтобы посчитать технологию и быть в плюсе, нужно взвесить все за и против:

  1. Посинеет ли пилопродукция после прихода к конечному потребителю? В зимнее время например доска точно не посинеет, а вот летом за три дня нахождения в вагоне можно получить синьку;
  2. Если не посинеет и не испортится, то что выгоднее, недогружать пару кубометров пилопродукции до габарита или же лучше подсушивать дощечку в сушилке, но грузить полностью под габарит. А возможно нужно только часть материалов подсушивать?
  3. Что выгоднее антисептирование или сушка?

Я дал примерный набор вопросов и направление как нужно думать чтобы принять для себя правильное решение, стоит или не стоить доводить материалы до транспортной влажности.

Да и кстати при содержании воды в древесине 18 — 20 %, вес пилопродукции в среднем у сосны 520 кг/м3, у лиственицы 690 кг/м3, а у березы 650 кг/м3.

Теперь про ГОСТ «Транспортные пакеты и пакеты пилопродукции», как и обещал скачать бесплатно ГОСТ 19041-85 можно по этой ссылке.

Мебельная

Ну а теперь давайте кратко расскажу про мебельную влажность. До нее доводится древесина которую планирую эксплуатировать внутри помещения. При этом содержании воды дерево имеет хорошие прочностные показатели, не портится (не синеет и не гниет) очень долгое время и находится в равновесной влажности с окружающей средой.

Это позволяет даже не покрывать материалы защитными покрытиями, а использовать в чистом виде. Именно такое содержание влаги позволяет склеивать древесину в клееный щит, в клееный брус. При содержании воды более 12 % дерево склеивается с дефектами.

Видео в тему

Удачи и до новых встреч, с вами был Андрей Ноак!

Ваш комментарий

Родион в 17:59

Довольно очень интересные пишите статьи, спасибо вам за это, ждем еще

Ответить
    Андрей Ноак в 07:37

    Спасибо Родион, будем и дальше стараться!

seoonly.ru в 07:59

А что за прибор для замера?

Ответить